«Студия актёрского мастерства «Вишнёвый сад»
(ознакомительный уровень)
Руководитель студии: Волкова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования, заслуженная артистка Автономной Республики Крым
Общая цель программы: содействие развитию социально активной личности ребёнка, способной к творческому самовыражению через овладение основами актерского мастерства.
Общие задачи программы:
Образовательные:
-обучить начальным навыкам актерского мастерства;
-обеспечить освоение базового программного материала «техники речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
Развивающие:
-развивать у детей речевой слух, внимание и память;
-развивать умение выражать свои чувства и мысли;
-развивать личностные и творческие способности детей;
-способствовать формированию устойчивого интереса к театральному искусству.
Воспитательные:
-воспитывать целеустремленную и творчески активную личность;
-воспитывать у учащихся художественный вкус, любовь к театру;
-воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающийся:
будет знать:
-стихотворения и прозу по разделам: «современная поэзия»; «стихи о войне»; «классическая литература»; «басни»; «детская поэзия, детская проза»; «юмор в литературе», согласно репертуарному списку (приложение 7);
-скороговорки (1-3) на проблемные звуки;
-понятие: орфоэпия; отличия письменной и устной речи; краткие сведения о языке, его функциях; понятие: речь; буква и звук; речевой такт; ударение;
-природу речевого звукообразования, возможности своего голоса;
-комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и выполнение их индивидуально и в группе.
будет уметь:
-улавливать действенные различия в человеческой речи, пытаться воспроизводить слышимое;
-выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами, прыжками);
-владеть длительным выдохом при коротком вдохе с произношением любой скороговорки или несложного стихотворения;
-исполнять простейшие произведения поэтов и писателей по разделам «современная поэзия»; «стихи о войне»; «классическая литература»; «басни»; «детская поэзия, детская проза»; «юмор в литературе», согласно репертуарному списку (приложение 7);
-выполнять скороговорки (1-3) на проблемные звуки;
-выполнять правила поведения на сцене;
-общаться со слушателем.
К концу второго года обучения обучающийся:
будет знать:
-стихотворения и прозу по разделам: «современная поэзия»; «стихи о войне»; «классическая литература»; «басни»; «детская поэзия, детская проза»; «юмор в литературе», согласно репертуарному списку (приложение 7);
-скороговорки (5-7) на проблемные звуки;
-разницу ударений в художественной и бытовой речи; усложнённое сочетание слогов и звуков; ударение в слове;
-природу речевого звукообразования, возможности своего голоса;
-выразительные возможности звучащей речи; отличия и особенности бытовой, литературной и сценической речи; понятие: «дольники в стихах»; ямба; хорея.
-комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и выполнение их индивидуально и в группе.
будет уметь:
-пользоваться возможностями своего голоса;
-выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами, прыжками);
-владеть длительным выдохом при коротком вдохе с произношением любой скороговорки или несложного стихотворения;
-выполнять пять-семь дыхательных упражнений индивидуально и в группе;
-владеть длительным выдохом при коротком вдохе;
-произносить на одном вдохе две-три строчки стихотворения в медленном темпе и пять-шесть строк – в быстром;
-направлять звук в основные резонаторы двух регистров;
-сознательно управлять своим вниманием;
-исполнять усложненные произведения поэтов и писателей по разделам «современная поэзия»; «стихи о войне»; «классическая литература»; «басни»; «детская поэзия, детская проза»; «юмор в литературе», согласно репертуарному списку (приложение 7);
-выполнять скороговорки (5-7) на проблемные звуки;
-выполнять правила поведения на сцене;
-общаться со слушателем.
Направленность – художественная
Срок реализации программы – 2 года
Вид программы – модифицированная
Уровень – ознакомительный
Форма обучения – очная
Возраст обучающихся: 7-16 лет
1 возрастная группа – 7 – 11 лет;
2 возрастная группа – 11 – 15 лет;
3 возрастная группа – 15 – 16 лет.
«Студия актёрского мастерства «Вишнёвый сад»
(базовый уровень)
Руководитель студии: Волкова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования, заслуженная артистка Автономной Республики Крым
Общая цель программы: реализация творческого потенциала учащихся через формирование интереса и устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности (актерское мастерство).
Общие задачи программы:
Образовательные:
-закрепить базовые навыки актерского мастерства;
-научить применять на практике базовые навыки и умения предмета «актерское мастерство»;
-развить умение эффективно снимать внутренние зажимы;
-выработать приемы и методы самостоятельного изучения образцов мировой классической литературы.
Развивающие:
-активизировать и углубить творческие способности учащихся;
-развить художественный вкус и творческую активность;
-развить мотивацию к данному виду деятельности.
Воспитательные:
-воспитать социально-активную творческую личность;
-содействовать формированию у учащихся правильной духовно-нравственной позиции;
-воспитывать культуру общения и поведения;
-воспитание гражданско-нравственных позиций и личностных качеств учащихся с учетом национальных приоритетов культурно-воспитательной политики.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающийся
будет знать:
-стихотворения и прозу по разделам: «Русская лирика ХIХ века», «Стихи Сергея Есенина», «Стихи о войне», «Басни И.А. Крылова», «Детская поэзия и детская проза», «Юмор в литературе» согласно репертуарному списку (приложение 7);
-5-7 произведений русских поэтов;
-теоретические основы сценической речи;
-упражнения по артикуляционной гимнастике;
-особенности произнесения на сцене монолога и ведения диалога;
-особенности работы над поэзией и прозой;
-понятие «текст», «подтекст»;
-о втором плане роли и внутреннем монологе;
-особенности различных школ актерского мастерства:
а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие;
б) М.А.Чехов: логика сценического действия; импровизация; принципы перевоплощения; перспектива актера и перспектива роли; зерно сценического образа; характер и характерность; жанр и стиль; теоретические основы актерского мастерства;законы живой речи на сцене; правила гигиены полости рта, в целях сохранения «здорового голосового аппарата».
будет уметь:
-правильно выполнять упражнения актерского тренинга по одному и в группе;
-самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;
-правильно выполнять упражнения на укрепление полученных знаний по дыханию, голосу;
-представлять движения в воображении и мыслить образами.
-находить верное (органичное) решение для правильного поведение в предлагаемых обстоятельствах;
-работать над поэтическим материалом и прозой;
-работать над текстом, добиваясь всех требований к работе над техникой речи и голоса;
-общаться со слушателем.
К концу второго года обучения обучающийся
будет знать:
-стихотворения и прозу по разделам: «Русская лирика ХIХ века», «Стихи Сергея Есенина», «Стихи о войне», «Басни И.А. Крылова», «Детская поэзия и проза», «Юмор в литературе», согласно репертуарному списку (приложение №7);
-комплексные упражнения на овладение элементами системы К.С.Станиславского;
-правила построения фразы в устной речи;
-различия существующе в устной и письменной речи (солнце-сонце, здравствуйте-здраствуйте);
-сущность понятий «ценность», «бытие» и «культура»;
-основы этики работы в творческом коллективе;
-особенности произнесения на сцене монолога и ведения диалога;
-особенности работы над поэзией и прозой;
-теоретические основы актерского мастерства;
-отличать классический грим от характерного.
-законы живой речи на сцене.
будет уметь:
-оправдывать заданную ситуацию, импровизировать;
-пользоваться профессиональной лексикой;
-самостоятельно развивать в процессе: наблюдательность; творческую фантазию и воображение; внимание и память; ассоциативное и образное мышление; чувство темпо-ритма; логическое мышление; выстраивать событийный ряд; определять основную мысль, идеи произведения; анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;
-донести свои идеи и ощущения до зрителя;
-самостоятельно развивать в процессе постановочной работы: партнерские отношения в группе, общение друг с другом, взаимное уважение, взаимопонимание; эмоциональную сферу, в том числе способность к состраданию, сочувствию; самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
-проявлять ответственность;
-организаторские способности;
-преподнести и обосновать свою мысль;
-владеть искусством творческого подхода к поставленным задачам;
-общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта,
-снимать зажимы и напряжение в процессе работы;
-владеть искусством завоевания внимания публики;
-импровизировать и экспериментировать в процессе создания образа;
-наносить классический и характерный грим;
-работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла;
-подчинить свои творческие амбиции единому общему замыслу;
-разбираться в речевых особенностях образов;
-пользоваться навыками по сценическому движению, пластике и ритмике для поддержания своей внешней формы;
-обладать навыками сценической речи;
-работать с поэтическими текстами и прозаическими произведениями;
-использовать знания для формулировки и отстаивания собственной точки зрения;
-владеть культурой мышления и культурой общения;
-владеть приёмами интеграции посредством творчества и общественной деятельности в жизнь современного общества;
-владеть русским литературным языком и навыками грамотной устной речи;
-владеть навыками публичной речи, в том числе у доски, на конкурсах, фестивалях, открытых уроках;
-работать в многонациональном коллективе;
- пояснить смысл и взаимосвязь таких понятий как «ценность», «бытие» и «культура».
-общаться со зрителем.
Направленность – художественная
Срок реализации программы - 2 года
Вид программы – модифицированная
Уровень – базовый
Форма обучения - очная
Возраст обучающихся: 9-18 лет
1 возрастная группа – 9 - 11 лет;
2 возрастная группа – 11 - 15 лет;
3 возрастная группа – 15 - 18 лет.