ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
http://xn--d1axgo7bb.xn--p1ai/
Телефоны приемной:
(3654) 32-42-94
ЦРТДЮ Ялта » Мастер-класс: «Постановка голоса в пении и актёрском мастерстве». Волкова Е.С., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Вокальная студия «Голос

Мастер-класс: «Постановка голоса в пении и актёрском мастерстве». Волкова Е.С., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Вокальная студия «Голос

План мастер-класса

 

Тема: «Постановка голоса в пении и актёрском мастерстве»

Педагог: Волкова Елена Сергеевна, заслуженная артистка АР Крым, педагог дополнительного образования.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования художественного направления (вокал, театральное искусство).

Цель мастер-класса: повышение профессионального самосовершенствования педагогов; передача педагогического опыта в области вокального и сценического искусства.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о вокальных школах в Италии и России; 

2. Познакомить с понятиями: «маска», «петь в маску», «головное»  и «грудное резонирование», «столб дыхания»; 

3. Научить (на примере представленных упражнений) определять схожесть и различия постановки голоса в вокале (пении) и актёрском мастерстве.

Результат:

1.Освоение слушателями приемов использования диафрагмального дыхания для исполнения представленных упражнений  (предложенных заданий) и головного и грудного резонирования для правильного пения и декламации.

2.Применение полученных навыков на практике.

Форма представления: мастер-класс в видео формате.

Материалы и оборудование:

Специальное оборудование: пюпитр.

Инструменты: механическое пианино, доска.

Методические, дидактические материалы: ноты.

 

 

План мастер - класса 

 

1.Вступительная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Рада приветствовать сегодня на мастер-классе всех, кто заинтересован в получении новых знаний в избранной профессии. Тема нашей сегодняшней встречи: «Постановка голоса в пении и актёрском мастерстве», поскольку эта тема объединяет такие специальности, как «декламация» и «вокал». Сегодня мы познакомимся с историей создания вокальной школы в Италии и России; понятиями: «маска», «петь в маску», «головное»  и «грудное резонирование», «столб дыхания»; со схожестью и различием использования дыхания в этих специальностях, что позволит нам освоить их в большей степени. 

Надеюсь, что к концу занятия вы сможете:

1.различать (на примере представленных упражнений) использование головного и грудного резонирования на слух;

2.определять попадание звука «в маску» - на слух.

3.освоите приемы использования диафрагмального дыхания для исполнения представленных упражнений (предложенных заданий);

4.научитесь использовать головное и грудное резонирование для правильного извлечения звука в декламации и пении (вокале).

-И таким образом, мы все повысим свой профессиональный уровень за счёт самосовершенствования и передачи педагогического опыта в области вокального и сценического искусства.

-Понятно, что за столь короткое время, мы не успеем постичь все тонкости представленной темы, но, если в ходе занятия у вас возникнут дополнительные вопросы по предложенной теме или расширяющие её, я с удовольствием на них отвечу.

2.Основная демонстрационная часть. Комментирующая часть.

Для того чтобы лучше понять технику исполнения любого предложенного текста, будь то стихи, проза, ария или песня, перенесёмся в Италию и обратимся к выражению «петь в маску». Что это значит? Как ни странно это звучит, но в нашей голове (строение черепа) находится три пазухи: одна - лобная и две гайморовы. То есть, три пустоты, которые  в здоровом состоянии способны увеличивать силу звучания нашего голоса в несколько раз. Именно поэтому, лично я, называю их - природный микрофон. Мы вплотную приблизились к пониманию того, почему голосовой аппарат необходимо беречь, соблюдать правила гигиены, режима питания, режима дня и многое другое, о чём мы поговорим в следующий раз. Возвращаемся к здоровому голосовому (певческому аппарату). Больные связки отекут и не будут эластичными, то есть не будут смыкаться, издавать звук, а наш «природный микрофон» в нездоровом состоянии не будет исполнять роль рупора, увеличителя звука, но напротив, мы услышим глухой, «гундящий звук» с прононсом. Со здоровьем, понятно. Движемся дальше.

-Для того чтобы попасть «в маску», её местонахождение мы уже определили, делаем следующее упражнение. 

Упражнение 1.Называется оно «котята» или «кутята», как вам будет угодно. Суть его заключается в том, чтобы подключить наш природный микрофон. Упражнение исполняется закрытым ртом с извлечением как можно более высокого звука, похожего на пищание маленьких котят или щенков.

Показываю (слушатели повторяют).

Упражнение 2 - на определение головного резонатора, который отвечает за звонкость и полётность нашего голоса. Представьте, что вы заблудились в лесу, и, чтобы вас нашли, необходимо кричать, как правило, А-У, посылая звук, как можно дальше. 

Показываю (слушатели повторяют).

Упражнение 3. «Эхо в горах». Принцип тот же.

Показываю (слушатели повторяют).

Упражнение 4. «Пароходный гудок». Это упражнение помогает открыть гортань. При исполнении этого упражнения, мы имитируем звучание парохода, не закрывая гортань, оставляя её круглой. 

Показываю (слушатели повторяют).

Поговорим о сходстве и отличиях в постановке голоса в декламации и вокале. Произнесение любого текста в средней тесситуре, практически, ничем не отличается. Здесь важно четкое и ясное произнесение любого слова, порой даже утрированное. Когда же мы переходим в высокую тесситуру, это касается в основном вокала, то произнесение согласных звуков как бы сглаживается «в угоду» полноценному красивому звуку. Именно поэтому, в опере зачастую мы слышим красивое пение красивым голосом, не всегда различая слова. Согласные звуки произносятся как можно быстрее, как бы «прикрепляясь» к гласным, не распеваясь, а именно быстро проговариваясь только губами, оставляя гортань открытой (упражнение «пароход»), попадая в «природный микрофон-маску» (упражнение «котята») и, посылая звук вперёд (упражнение «эхо»).

Показываю (слушатели повторяют).

-Теперь немного отдохнём и возьмём книгу «Стихи А.Пушкина». Можно найти и прочесть любое стихотворение. Стихи А.С.Пушкина не зря называют «музыкой в поэзии». Как вы думаете, почему? (слушатели отвечают).

- Правильно. Они как бы пропеваются. Но, в отличие от вокала в высокой тесситуре, каждое слово, каждая буква произносятся утрированно, чётко и ясно. Но не забываем при этом наши 3 упражнения (они остаются неизменными) (слушатели читают или декламируют стихи, с учётом полученных знаний).

-Я вижу вы всё поняли. Здорово. Очень хорошо. Теперь поговорим о самом главном - о дыхании. Дыхание, как в пении, так и в декламации, не должно быть поверхностным. Ни грудная клетка, ни плечи не должны подниматься. Со стороны должно казаться, что вы поёте или говорите без всяких усилий и подготовки заранее. Дыхание должно быть спокойным и глубоким, диафрагмальным. Позже поговорим о дыхании животом, которое нам тоже пригодится, но уже при пении в большем (широком ) диапазоне на более высокой тесситуре.

Показываю (слушатели повторяют)

-Давайте попробуем упражнение «свеча».

Представьте, что перед вами горит свеча, которую надо задуть. Но, чем дольше вы дуете, тем дальше она отодвигается...Ваше дыхание заканчивается, свечу надо задуть, а она отодвигается...Попробуйте «дотянуться дыханием до свечи».

Показываю (слушатели повторяют).

-Я вижу, что вы всё поняли. У вас прекрасно получается. Если у вас возникли вопросы по теме или даже «за её пределами», задавайте, я с удовольствием, отвечу (слушатели задают вопросы).

В заключение нашей встречи, я хочу пригласить на эту сцену своих учеников, которые продемонстрируют использование предложенных упражнений на примере русской народной песни в обработке Н.Римского-Корсакова «У меня ль во садочке», где вы ясно услышите звучание головного резонирования у первого голоса и грудного - у второго (исполняется народная песня).

3.Обсуждение мастер-класса. Рефлексия (самими участниками мастер-класса)

-Всё ли вам было понятно на сегодняшнем занятии? 

-Хочется ли узнать этот предмет глубже? 

-Какие темы вы ещё хотели бы послушать? 

-Было ли полезно вам это занятие? 

-Узнали ли вы что-то новое?

-Есть ли, что вас удивило?

-Что вам может пригодиться в жизни? В работе?

(слушатели отвечают)

4.Подведение итогов руководителем мастер-класса.

-Вот мы и подошли к заключительной части нашего мастер-класса, в которой подводим итоги нашего занятия. Вы все проявили себя настоящими профессионалами, заинтересованными в результатах своего труда, нацеленными на более глубокое освоение избранной профессии. Искренне вас с этим поздравляю. Надеюсь, что представленные упражнения и услышанная информация вам пригодятся.

Дорогие друзья! Я благодарю вас за тёплый доверительный разговор, за ваше внимание к изучаемому предмету, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Спасибо за внимание. Всего вам самого доброго. До свидания!

О сайте
298600 г. Ялта, ул. Чехова, 11

Другие ресурсы
©2024, Официальный сайт Центр развития творчества детей и юношества г. Ялта
Все права защищены