МАСТЕР-КЛАСС
Республиканскийсеминар-практикумдля педагогических работников учреждений дополнительного образования Республики Крым
«Перспективы развития дополнительного образования в Республике Крым: практико-ориентированные технологии»
«Практики наставничества во взаимодействии «Педагог-Педагог»
Тема: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства».
Педагог дополнительного образования: Быстрова Татьяна Сергеевна, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди».
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, участники театрального направления.
Место проведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества» г. Симферополь, 28.02.2024 г.
Цель мастер-класса: повышение профессионального самосовершенствования педагогов; передача педагогического опыта в области театрального искусства.
Задачи:
-Познакомить педагогов с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге;
-Научить диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений.
Результат:
1. Понимание правильной и качественной работы с речевым аппаратом;
2.Освоение слушателями работы с диафрагмальным дыханием для активного применения его в работе.
Мастер-класс
«Комплексная работа по развитию актерского мастерства»
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я Татьяна Сергеевна Быстрова, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди» проведу для Вас мастер-класс на тему: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства».
Целью нашего мастер-класса является повышение профессионального самосовершенствования, посредством передачи педагогического опыта в области театрального искусства.
Мы познакомимся с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге и научимся диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений.
Начнем. Могу сказать, что практико-ориентированные технологии подразумевают методы обучения, предполагающие освоение и усвоение учащимися практических умений, посредством выполнения реальных упражнений и тренингов. В связи с этим, дальнейшая речь пойдет о комплексной работе по развитию актёрского мастерства.
Что такое актерское мастерство? Это огромный блок театральной жизни. Исполнительское искусство. Перевоплощение, если хотите. В него входит речь, пластика, сценическое движение, ритмика и многое другое, что связано с ролью и образом. Безусловно коллеги, вы знаете, что существует достаточное количество актерских школ, у каждой своя актерская система. Это зависит от педагогов, создавших эти школы и их последователей. Я являюсь учеником последователей актёрской школы института имени Бориса Щукина. Это классическая московская школа, в основе которой лежит одна из первых – Система Станиславского, претерпев определённые изменения корректировки и дошедшая до наших дней в том виде, в котором она есть сейчас.
Возможно, кто-то из вас скажет мне, что всё выше сказанное подходит для работы со студентами, а не со школьниками. Спешу вас успокоить, за последние годы данное учебное заведение провело колоссальную работу для педагогов школьных театров и педагогов дополнительного образования, выпустив в свободном доступе на своем сайте методические рекомендации, материалы по работе с актёрским мастерством, техникой речи, перечнем произведений для постановок с детьми разного школьного возраста. У них активно проходя курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов. Если кого-то из вас, уважаемые коллеги, заинтересует данный материал, в конце своего выступления, с удовольствием поделюсь с вами имеющимися электронными ресурсами.
Итак, мы начинаем с вами работу по развитию актёрского мастерства.Важно соблюдать правило «От простого- к сложному!», то есть, элементы актерского мастерства осваиваются в логической последовательности друг друга, каждый следующий элемент естественным образом «вбирает в себя» все предыдущие. На примере своего коллектива, могу сказать, что первые полгода работы с детьми всё внимание уделялось речи, дыханию, голосу. Вторая половина года, была максимально отведена этюдной деятельности с учетом и использованием изученного в первом полугодии. Одно не может быть без другого.
I.Речь.
Дыхание.
Волшебный мир актерского мастерства начинается с речи. Речь человека - это его визитная карточка, его портрет. Половина успеха качественной речи – дыхание. Первостепенная задача научить ребенка работать диафрагмальной частью живота. Объяснить где она находится, что это такое, для чего нужна. Есть масса упражнений, направленных на работу с дыханием. Одно из таких, на мой взгляд, наиболее эффективных и простых для понимания ребенка упражнений, я вам сейчас продемонстрирую.
Упражнения 1. На дыхание «Рёбра» (рассказывая показываю)
Если это младший школьный возраст можно подключить воображение и представить, что вы сдуваете пылинки с поверхности чего-либо, или не даете, посредством выдоха воздуха упасть летящим снежинкам на пол. (демонстрирую)
Для среднего и старшего школьного возраста следует добавить ритмики. Что это такое? Это когда мы дышим и одновременно с дыханием что-то делаем, то есть «Действие» - направленный волевой акт. Подобная работа ярко выражена в гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и посылающими воздух на предельную глубину лёгких. Таким образом вырабатывается полное диафрагмальное дыхание.
Упражнение 2. Гимнастика Стрельниковой (рассказывая показываю)
-Вдох – сжимание ладони, выдох разжимание.
-Вдох - скрещиваем руки перед собой, выдох – разводим руки. Добавляем на вдох поворот головы (лево, право, вверх, низ), на выдох возвращаем в изначальное положение. Добавляем приседание. Добавляем коленка-локоть.
Речевой аппарат.
Теперь, давайте поговорим о речевом аппарате. Это вторая составляющая качественной речи. Дети в моем коллективе знают, что в него входят: зубки, губки, язычок и щеки. Занятие, в принципе рекомендовано начинать с разминки речевого аппарата. Важно выполнять упражнения с четким соблюдением фиксации точки. Сейчас покажу что это такое. Начинаем разминку с губ.
Упражнение 3. Губы (рассказывая показываю)
-Губы в трубочку-улыбочку. В стороны. Вверх-низ. По кругу.
Что касается зубов, сейчас наблюдается такая тенденция, что у детей неподвижна нижняя челюсть, в связи с этим плохое звучание, неправильное произношение, проглатывание звуков и букв. В таком случае, необходимо стараться максимально разрабатывать подвижность челюсти.
Упражнение 4. Челюсть (рассказывая показываю)
-Роняем челюсть вниз.
-Чешем губы об зубы. Верхнюю. Нижнюю. Обе.
Язык так же у некоторых детей является малоподвижным, вялым. Поэтому, учимся с вами выполнять упражнения.
-Язык по кругу.
-Жалим щеки. Один раз. Два раза.
-Язык к нёбу.
-Жуем язык.
И остаются у нас в речевом аппарате - щечки.
-Воздух поочередно в одну- другую щеку.
-Воздух по кругу.
После разогрева речевого аппарата начинаем применять упражнение по буква сочетаниям.
Упражнение 5. Произношение (рассказывая показываю)
- И-Э-А-О-У-Ы.
-БИ-БИ-БИ, БЭ-БЭ-БЭ…
-БИ-БИ-БИ-Б…
-КПТИ-ГБДИ…
После можно переходить на скороговорки. Сначала изучаете текст. Разбираете его, что бы детям было понятно значение каждого слова. Пробуете медленно, постепенно ускоряя и задавая единый темп. (рассказывая показываю)
Скороговорки:
-Купи кипу пик;
-Камер-юнкер юркнул в бункер;
-Золотистый как из бронзы, жук кружится возле розы;
-От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт;
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;
- Тридцать три корабля лавировали- лавировали, лавировали-лавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать, вот маловеры веровали, вылавировали бы;
-Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои;
-Пышки – плюшки, пышки- плюшки, шанежки- ватрушки.
Начинайте с малого, медленно и просто, постепенно увеличивая нагрузку, делите группу на команды, превращая это в некое увлекательное соревнование. Важна интонация. Ведь можно спрашивать, утверждать и отрицать. Подключайте интонацию в работу.
II. Действие.
Это театральный термин, один из основополагающих всего происходящего на сцене. Действие - это акт, направленный на достижение цели. Само по себе действие предполагает что-либо делать. Так вот существует вторая тенденция, детям сложно говорить и делать одновременно. Думаю, коллеги со мной согласиться, что это иногда бывает достаточно серьезной проблемой. В связи с этим, следует развивать детей упражнениями.
Упражнение 6. Действие (рассказывая показываю)
- Разогреваем пальцы рук, произнося текст, буквосочетания, скороговорки и так далее.
-Посыл (хлопок, импульс);
-Работа с теннисным мячиком (перекидка партнеры, стены, пол)
-Работа с канатом (или скакалкой);
На самом деле выполняя все эти упражнения, сам текст не главное, его смысл уходит на второй план, главное концентрация на самой технике выполнения и произношение. Берите для начала, не сложные произведения, а то, что у детей на слуху. Что бы по первой, они не фокусировались на вспоминании текста, фиксация только на выдаче и технике.
В своей практике мы не просто изучаем с детьми все эти техники, тренинги и упражнения, а вводим их в наши постановки. То есть к выбранному вами тексту, вы добавляете действие – упражнения и речевые фишки – скороговорки.
Итак, сегодня мы с Вами познакомились с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге, а также научились диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений для дальнейшего применения его в работе.
В завершении мне бы хотелось сказать, уважаемые коллеги, не обходите вопрос сценической культуры стороной, учите детей базовой терминологии. Актерское мастерство- это внутренняя дисциплина, в первую очередь. Не бойтесь внедрять сложные и новые техники и методики, пробуйте! Желаю всем успехов и вдохновения в работе!