ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
http://xn--d1axgo7bb.xn--p1ai/
Телефоны приемной:
(3654) 32-42-94
ЦРТДЮ Ялта » Мастер-класс: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства». Быстрова Т.С., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди

Мастер-класс: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства». Быстрова Т.С., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди

МАСТЕР-КЛАСС

 

Республиканскийсеминар-практикумдля педагогических работников учреждений дополнительного образования Республики Крым 

 «Перспективы развития дополнительного образования в Республике Крым: практико-ориентированные технологии»

 

«Практики наставничества во взаимодействии «Педагог-Педагог»

 

 

Тема: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства».

Педагог дополнительного образованияБыстрова Татьяна Сергеевна, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди».

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, участники театрального направления.

Место проведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества» г. Симферополь, 28.02.2024 г.

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального самосовершенствования педагогов; передача педагогического опыта в области театрального искусства.

 

Задачи: 

-Познакомить педагогов с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге;

-Научить диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений.

 

Результат: 

1. Понимание правильной и качественной работы с речевым аппаратом;

2.Освоение слушателями работы с диафрагмальным дыханием для активного применения его в работе.

 

 

 


 

Мастер-класс

«Комплексная работа по развитию актерского мастерства»

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я Татьяна Сергеевна Быстрова, руководитель творческого объединения Театральная студия «Большие Люди» проведу для Вас мастер-класс на тему: «Комплексная работа по развитию актерского мастерства».

Целью нашего мастер-класса является повышение профессионального самосовершенствования, посредством передачи педагогического опыта в области театрального искусства.

Мы познакомимся с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге и научимся диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений.

Начнем. Могу сказать, что практико-ориентированные технологии подразумевают методы обучения, предполагающие освоение и усвоение учащимися практических умений, посредством выполнения реальных упражнений и тренингов. В связи с этим, дальнейшая речь пойдет о комплексной работе по развитию актёрского мастерства. 

         Что такое актерское мастерство? Это огромный блок театральной жизни. Исполнительское искусство. Перевоплощение, если хотите. В него входит речь, пластика, сценическое движение, ритмика и многое другое, что связано с ролью и образом. Безусловно коллеги, вы знаете, что существует достаточное количество актерских школ, у каждой своя актерская система. Это зависит от педагогов, создавших эти школы и их последователей. Я являюсь учеником последователей актёрской школы института имени Бориса Щукина. Это классическая московская школа, в основе которой лежит одна из первых – Система Станиславского, претерпев определённые изменения корректировки и дошедшая до наших дней в том виде, в котором она есть сейчас.

         Возможно, кто-то из вас скажет мне, что всё выше сказанное подходит для работы со студентами, а не со школьниками. Спешу вас успокоить, за последние годы данное учебное заведение провело колоссальную работу для педагогов школьных театров и педагогов дополнительного образования, выпустив в свободном доступе на своем сайте методические рекомендации, материалы по работе с актёрским мастерством, техникой речи, перечнем произведений для постановок с детьми разного школьного возраста. У них активно проходя курсы повышения квалификации и переподготовки педагогов.   Если кого-то из вас, уважаемые коллеги, заинтересует данный материал, в конце своего выступления, с удовольствием поделюсь с вами имеющимися электронными ресурсами.

         Итак, мы начинаем с вами работу по развитию актёрского мастерства.Важно соблюдать правило «От простого- к сложному!», то есть, элементы актерского мастерства осваиваются в логической последовательности друг друга, каждый следующий элемент естественным образом «вбирает в себя» все предыдущие.   На примере своего коллектива, могу сказать, что первые полгода работы с детьми всё внимание уделялось речи, дыханию, голосу. Вторая половина года, была максимально отведена этюдной деятельности с учетом и использованием изученного в первом полугодии. Одно не может быть без другого.

I.Речь. 

Дыхание.

         Волшебный мир актерского мастерства начинается с речи. Речь человека - это его визитная карточка, его портрет. Половина успеха качественной речи – дыхание. Первостепенная задача научить ребенка работать диафрагмальной частью живота. Объяснить где она находится, что это такое, для чего нужна. Есть масса упражнений, направленных на работу с дыханием. Одно из таких, на мой взгляд, наиболее эффективных и простых для понимания ребенка упражнений, я вам сейчас продемонстрирую.

Упражнения 1. На дыхание «Рёбра» (рассказывая показываю)

Если это младший школьный возраст можно подключить воображение и представить, что вы сдуваете пылинки с поверхности чего-либо, или не даете, посредством выдоха воздуха упасть летящим снежинкам на пол. (демонстрирую)

Для среднего и старшего школьного возраста следует добавить ритмики. Что это такое? Это когда мы дышим и одновременно с дыханием что-то делаем, то есть «Действие» - направленный волевой акт. Подобная работа ярко выражена в гимнастике Александры Николаевны Стрельниковой. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и посылающими воздух на предельную глубину лёгких. Таким образом вырабатывается полное диафрагмальное дыхание. 

Упражнение 2. Гимнастика Стрельниковой (рассказывая показываю)

-Вдох – сжимание ладони, выдох разжимание.

-Вдох - скрещиваем руки перед собой, выдох – разводим руки. Добавляем на вдох поворот головы (лево, право, вверх, низ), на выдох возвращаем в изначальное положение. Добавляем приседание. Добавляем коленка-локоть.

         Речевой аппарат.

Теперь, давайте поговорим о речевом аппарате. Это вторая составляющая качественной речи.  Дети в моем коллективе знают, что в него входят: зубки, губки, язычок и щеки. Занятие, в принципе рекомендовано начинать с разминки речевого аппарата. Важно выполнять упражнения с четким соблюдением фиксации точки. Сейчас покажу что это такое. Начинаем разминку с губ.

Упражнение 3. Губы (рассказывая показываю)

-Губы в трубочку-улыбочку. В стороны. Вверх-низ. По кругу.

Что касается зубов, сейчас наблюдается такая тенденция, что у детей неподвижна нижняя челюсть, в связи с этим плохое звучание, неправильное произношение, проглатывание звуков и букв. В таком случае, необходимо стараться максимально разрабатывать подвижность челюсти.

Упражнение 4. Челюсть (рассказывая показываю)

-Роняем челюсть вниз.

-Чешем губы об зубы. Верхнюю. Нижнюю. Обе.

         Язык так же у некоторых детей является малоподвижным, вялым. Поэтому, учимся с вами выполнять упражнения.

-Язык по кругу.

-Жалим щеки. Один раз. Два раза.

-Язык к нёбу.

-Жуем язык.

         И остаются у нас в речевом аппарате - щечки.

-Воздух поочередно в одну- другую щеку.

-Воздух по кругу.

После разогрева речевого аппарата начинаем применять упражнение по буква сочетаниям. 

Упражнение 5. Произношение (рассказывая показываю)

 - И-Э-А-О-У-Ы. 

-БИ-БИ-БИ, БЭ-БЭ-БЭ…

-БИ-БИ-БИ-Б…

-КПТИ-ГБДИ… 

После можно переходить на скороговорки. Сначала изучаете текст. Разбираете его, что бы детям было понятно значение каждого слова. Пробуете медленно, постепенно ускоряя и задавая единый темп. (рассказывая показываю)

Скороговорки:

-Купи кипу пик;

-Камер-юнкер юркнул в бункер;

-Золотистый как из бронзы, жук кружится возле розы;

-От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт;

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;

- Тридцать три корабля лавировали- лавировали, лавировали-лавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать, вот маловеры веровали, вылавировали бы;

-Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои;

-Пышки – плюшки, пышки- плюшки, шанежки- ватрушки.

Начинайте с малого, медленно и просто, постепенно увеличивая нагрузку, делите группу на команды, превращая это в некое увлекательное соревнование. Важна интонация. Ведь можно спрашивать, утверждать и отрицать. Подключайте интонацию в работу.

II. Действие.

Это театральный термин, один из основополагающих всего происходящего на сцене. Действие - это акт, направленный на достижение цели. Само по себе действие предполагает что-либо делать. Так вот существует вторая тенденция, детям сложно говорить и делать одновременно. Думаю, коллеги со мной согласиться, что это иногда бывает достаточно серьезной проблемой. В связи с этим, следует развивать детей упражнениями. 

Упражнение 6. Действие (рассказывая показываю)

- Разогреваем пальцы рук, произнося текст, буквосочетания, скороговорки и так далее.

-Посыл (хлопок, импульс);

-Работа с теннисным мячиком (перекидка партнеры, стены, пол)

-Работа с канатом (или скакалкой);

         На самом деле выполняя все эти упражнения, сам текст не главное, его смысл уходит на второй план, главное концентрация на самой технике выполнения и произношение. Берите для начала, не сложные произведения, а то, что у детей на слуху. Что бы по первой, они не фокусировались на вспоминании текста, фиксация только на выдаче и технике. 

         В своей практике мы не просто изучаем с детьми все эти техники, тренинги и упражнения, а вводим их в наши постановки. То есть к выбранному вами тексту, вы добавляете действие – упражнения и речевые фишки – скороговорки.  

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с особенностями произношения гласных и согласных звуков в артикуляционно-дикционном тренинге, а также научились диафрагмальному дыханию, как основе индивидуальных голосовых проявлений для дальнейшего применения его в работе.

В завершении мне бы хотелось сказать, уважаемые коллеги, не обходите вопрос сценической культуры стороной, учите детей базовой терминологии. Актерское мастерство- это внутренняя дисциплина, в первую очередь. Не бойтесь внедрять сложные и новые техники и методики, пробуйте! Желаю всем успехов и вдохновения в работе!

О сайте
298600 г. Ялта, ул. Чехова, 11

Другие ресурсы
©2024, Официальный сайт Центр развития творчества детей и юношества г. Ялта
Все права защищены